на главную страницу
Международный конкурс-фестиваль юных писанистов имени К.Н. Игумнова
новости конкурс-фестиваль о К.Н. Игумнове место проведения приветствия и отзывы спонсоры
биография

Краткая биография

“...Я хочу, чтобы музыка была прежде всего живой речью”

К.Н.Игумнов

Константин Николаевич ИгумновКонстантин Николаевич Игумнов родился 1 мая 1873 года в г.Лебедяни Липецкой области (ранее Тамбовской губернии).

Влечение к музыке проявилось у мальчика в очень раннем возрасте. Уроки музыки давала ему гувернантка А.Ф.Мейер. Это была образованная, интеллигентная женщина, увлекающаяся литературой, искусством, что несомненно, влияло на душу и ум юного дарования. Сегодня в музее г.Лебедяни можно увидеть афишу тех лет, в которой объявляется об участии в городском концерте 7-летнего Кости Игумнова.

Большие музыкальные успехи сына заставили родителей отправить его в 14-летнем возрасте на учебу в Москву. Но оставшись там, он никогда не забывал свой родной зеленый и красивый городок, часто приезжал туда, выступал перед его жителями.

Город Лебедянь, где провел свои детские и отроческие годы пианист, дал ему первые жизненные и музыкальные впечатления. О Лебедяни К.Н.Игумнов вспоминал, как о важном периоде своей жизни. И по просьбе Константина Николаевича в день похорон, 26 марта 1948 года, в его могилу была брошена горсть земли с его малой родины.

На мраморной Доске Почета, установленной в Московской консерватории, золотыми буквами высечены имена ее лучших питомцев. Среди них, в выпуске 1894 года, имя пианиста К.Н.Игумнова:

Достаточно было раз услышать игру Игумнова, чтобы она навсегда осталась в памяти. Под его пальцами инструмент пел с теплом, задушевностью, заставляя сравнивать музыку с живым звучанием человеческого голоса. Играя своих любимых композиторов - Бетховена, Шопена, Шумана и особенно русских - Чайковского, Рахманинова - пианист вводил слушателя в чудесный мир, где сложное становилось ясным и понятным, а в простом открывалось глубокое и значительное.

В 25-летнем возрасте К.Н.Игумнов становится профессором Московской консерватории. Почти полвека длилась его напряженная, плодотворная педагогическая работа. С 1924 по 1929 год он занимал пост ректора этого ВУЗа. Его класс всегда притягивал талантливую молодежь. Среди учеников К.Н.Игумнова - такие величины, как первый советский лауреат Международных конкурсов Лев Оборин, целая плеяда выдающихся музыкантов - Яков Флиер, Мария Гринберг, Наум Штаркман, Олег Бошнякович, Мария Гамбарян, Арно Бабаджанян и многие другие.

Воспитывая новое поколение пианистов, великий Учитель передавал секреты своего мастерства своим ученикам, а ученики, бережно сохранявшие их, - своим ученикам - <музыкальным внукам>. Вот имена некоторых <музыкальных внуков> К.Н.Игумнова: Тигран Алиханов, Владимир Ашкенази, Лев Власенко, Михаил Воскресенский, Белла Давидович, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Аркадий Севидов, Родион Щедрин.

Летом 1947 г. К.Н.Игумнов последний раз играл для своих земляков в родной Лебедяни. 3 декабря того же года состоялся его последний концерт в Большом зале Московской консерватории. 24 марта 1948 года К.Н.Игумнова не стало.

Его ученик, Я.И.Мильштейн писал: К.Н.Игумнов - идеал глубоко совестливого, благородного художника, покорявшего простотой, естественностью выражения мыслей и чувств, тончайшим звуковым мастерством. Доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, профессор Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского Константин Николаевич почти никогда не довольствовался достигнутым в искусстве. Всегда шел вперед, сколько хватало сил, не переставая доискиваться нового в исполнительстве и педагогике>.

Из выступлений самого К.Н.Игумнова о музыке и исполнительстве:

  • “...Без исполнителя музыка, записанная в нотах, мертва. Исполнитель вызывает её к жизни”
  • “...Чрезмерная быстрота еще не создает жизни: Ею вовсе не проверяется наличие темперамента и подлинной виртуозности... Она скорее свидетельствует о музыкальной неполноценности, скудости исполнителя”
  • “Я придерживаюсь одного старого определения темпа, согласно которому предел скорого темпа - это возможность услышать каждый звук”
  • “...клавиши надо скорее ласкать, мягко к ним прикасаться, а не бить их...”
  • “...Я хочу, чтобы музыка была прежде всего живой речью...”

Внимание!!!

При использовании материалов с этого сайта ссылка на сайт обязательна!

Отзыв о конкурсе-фестивале

“...Надо было видеть счастливые, радостные лица ребят на закрытии конкурса! Думаю, что воспитательное значение конкурса-фестиваля, организованного Методическим кабинетом Липецкой области совместно с Липецкой администрацией не менее важно, чем его профессиональное значение. Хочется пожелать организаторам сохранить их неиссякаемую энергию для продолжения и развития замечательной идеи-поиска и выявления талантов из родниковых глубин земли русской...” >>> отзывы...


© ООО “БИТ “Сфера”, 2002-2006 г.

Автор проекта: Ольга Хрусталёва, 1993—2013 г.